На главную

Паулс - Резник: эпоха возрождения

   Этим людям непривычны такие формулировки, но, наверное, стоит выразиться именно сегодняшним языком. Звучать может так: на музыкальный рынок выходит новый мощный игрок, тандем хитмейкеров, поп-биржу лихорадит узыкальный рынок выходит новый мощный игрок, тандем хитмейкеров, поп-биржу лихорадит. Речь идет о композиторе Раймонде Паулсе и поэте Илье Резнике. После долгого перерыва они вновь стали вместе сочинять песни.

  Музыкальный ландшафт далеких 80-х невозможно представить без их сочинений. В свои четыре руки они вроде и не так уж много написали, но все, что выходило из-под их пера, превращалось в мегахиты, которые становились вершинами в творчестве ведущих поп-звезд и главного светила — нашей Примадонны.

  Их первую совместную работу “Где ты, любовь?” спела София Ротару. Над “Бабушкой с дедушкой” в исполнении детского ансамбля “Кукушечка” умилялась вся страна. А потом что ни вирш, то — пронзительный удар в самое сердце восторженной публики. У Пугачевой — “Маэстро”, “Старинные часы”, “Без меня”, “Возвращение”, “Эй, вы, там, наверху!”... Лайма, Леонтьев. “Еще не вечер”, “Вернисаж”, “Скрипач на крыше”, “Чарли”… Многие исполнители мечтали заполучить их песни, но пели лучшие из лучших. Насочиняли и напели на целую эпоху!

Было грустно, что старые добрые музыкальные времена отчаянно красивой музыки и шикарно-изысканных песен навсегда канули в Лету. Они, конечно, продолжали творить каждый по отдельности, с другими соавторами, их сочинения неизменно становились событиями, явлениями и хитами, но ностальгия по неповторимому шарму уникального тандема продолжала щемить сердца у многих любителей музыки. Последнее их сочинение в начале 90-х — “Вчерашний спектакль” для Аллы Пугачевой — “На вчерашний спектакль приходите вчера”…

Поэтому новость о том, что “парни” решили тряхнуть стариной и вновь засели за совместное сочинительство, выходит из разряда ординарных. Насущный вопрос не только “что напишут”, но и “кто исполнит”: Пугачева? Ротару? Вайкуле? Леонтьев? Ответ слегка обескуражил: Борис Моисеев! С песней “Я отстал от стаи” он станет той птицей счастья, которая звонкоголосой трелью материализует на сцене сенсацию о возрождении тандема великих авторов.

   Сильно удивленная “ЗД” обратилась за разъяснениями и комментариями к самим ньюсмейкерам.


           Илья Резник: “Я разбудил спящего льва”


Поэт начал с воспоминаний:

— Было очень трогательное время. Мы не только сочиняли, мы жили одной жизнью, постоянно ездили друг к другу, общались семьями, и гуляли, и обедали, и время проводили вместе. Наши песни с Раймондом рождались именно в этом процессе постоянного общения. В них чувствуется то особое настроение, которое нас сопровождало, общая жизнь, которая у нас была.

Илья Резник провел недавно в Риге “три счастливых дня” у Раймонда Паулса, которые и привели к возрождению их сотрудничества. “То же настроение, то же творчество — энергичное, молодое, с юмором и экспрессией, — делится впечатлениями поэт. — Результат вышел очень хороший. Родилась песня “Я отстал от стаи” для Бориса Моисеева. Жесткая песня, практически хард-рок, и Боря сказал, что, возможно, это даже станет названием его новой программы”.

С чувством юмора у авторов, видимо, было все в порядке, раз они сочинили хард-рок для Бори Моисеева. “Боря может выступать в очень разных ипостасях, — утверждает г-н Резник. — Недавно он пел мою же песню “Юродивый”, очень исповедальную и тоже выбивающуюся из традиционного для него контекста. У него такие эксперименты, как мне кажется, выходят очень органичными. Он и Аллину “Люди, люди” на мои стихи тоже поет, хотя песня очень непростая. Он талантливый артист”.

Тем временем намерения авторов идут гораздо дальше хард-рока для г-на Моисеева. За последние пару месяцев написана песня для певицы, фортепиано и симфонического оркестра “Вот и прошла любовь”, которая пока ждет своего исполнителя. Есть уже “Белая ночь” и танцевальная “Счастливый остров” для юной певицы из Петербурга Миланы Тюльпановой.

— Еще одна песня написана для замечательного тенора Димы Даниленко, обладателя гран-при “Славянского базара-2009” и Гран-при “Романсиады”. Сейчас он готовится к конкурсу имени Чайковского, — продолжает перечисление Илья Резник и замечает: — Процесс будет активным. Очевидно, Раймонд приедет на День милиции в Кремль, и мы сыграем премьеру песни. Он очень неподъемный, но, думаю, я его подниму. Все-таки я уже разбудил спящего льва, а то он спал на этой Юрмале как творческая личность. А теперь счастливый и довольный, потому что мы начали большое и хорошее дело. У нас с ним открылось даже не второе, а третье дыхание.

Что, однако, послужило толчком к неожиданному возобновлению сотрудничества?

— Видимо, время пришло, — объясняет поэт, — для меня он мой главный композитор. Самое лучшее я написал с Раймондом и с Аллой. И сейчас для меня очевидна также огромная проблема с композиторами. Очень мало оригинального рождается в последнее время. Все копируют или имитируют то испанские, то израильские, то английские мелодии, или техно, или модно, или формат… А своего нет. Что-то неладное происходит у наших композиторов. Что-то у них пропало. Романтизм, дыхание? Не знаю. В последнее время приходилось даже писать стихи на классические вещи, на музыку Чайковского, Фрэнка Синатры — “My Way” для Иосифа Кобзона, потому что уже не было оригинальной музыки. А музыку Раймонда я люблю. Это мелодизм, который у многих отсутствует. Илья Резник прояснил также планы авторов в отношении непременной спутницы их золотой эпохи — Аллы Пугачевой:

— Мы собирались и для Аллы написать. Но надо разогнаться. Думаю, мы обязательно ей напишем. Просто у Аллы сейчас так много всего, что у нее острой необходимости в новых песнях нет. Она хочет пока разобраться с тем, что уже есть. Она знает о наших планах, поддерживает их и сказала, что ей надо настроиться для исполнения такой песни. Это ведь должна быть большая песня, которая будет жить так же долго, как и предыдущие.


           Раймонд Паулс: “Палка о двух концах”


Латышский стрелок хитами начал разговор с шутки: “Я уже в том поколении, которое прощается со сценой. Я вот уже пять раз говорил, что ухожу, и все никак не получается”. Получив заверения “ЗД” в том, что он далеко не единственный, кто пытается безуспешно распрощаться со сценой, г-н Паулс перешел на более серьезный тон, хотя и продолжал скромничать:

— Мы давно с Резником ничего не делали. Я немного отошел от эстрадных дел, занимаюсь другими вещами. Играю в театрах, выступаю как пианист, работаю довольно много. Но мне уже скоро 75 лет. Одни морщины! Кому я нужен? Хотя пластические операции делать не буду. Конечно, то, что было в 80-е годы, никогда не повторится. Но мы недавно встретились с Ильей Резником, он предложил попробовать вспомнить молодость. И вот мы кое-что сделали. Получилось или нет, пока не знаю. Время покажет. Хотя сейчас другие времена. Тогда через нас прошли все звезды — и Пугачева, и Леонтьев, и Вайкуле, и кто только не был. Но это уже история. Сегодня — другие спросы, другие течения. Я не особенно в этой новой моде разбираюсь. В электронике вообще ничего не понимаю, я с ней на “вы”, мне ближе акустические инструменты. Рояль на первом месте. Я остался консерватором. О новом поколении исполнителей маэстро Паулс достаточно скептического мнения:

— Сейчас звезд такого размера нет. Ветераны по-прежнему держат планку, которую пока никто не сумел взять. У молодого поколения я не вижу размаха, хотя, конечно, есть талантливые люди. Сейчас и к музыке другое отношение — каждая группа и каждый исполнитель сами для себя делают репертуар.

Сейчас шоу-бизнес и коммерция. Сейчас не одно радио, как было раньше, а десятки, и везде свой формат и свои задачи. Ушло то время, когда разрешали исполнять песни только членов Союза композиторов. Хорошо это или плохо? Это палка о двух концах. С одной стороны, есть выбор и разнообразие. С другой — появилось много дилетантов.

Несмотря на скептическое восприятие мира, г-н Паулс тем не менее признался, что с удовольствием работает с Ильей Резником: “Нам есть что вспомнить в нашей жизни, было много хороших моментов”.


           Борис Моисеев: “В стае я чужой!”


Заслуженный артист России по званию и “дитя порока” по призванию, Борис Моисеев очень эмоционально переживает свалившееся на него право “первой ночи”.

— Такой неожиданный поворот. Очень интересно! Конечно, это большая ответственность, но и большое, я бы сказал, неудобство. Вроде бы кто я такой, когда Раймонд писал музыку для таких грандов, как Пугачева, Лайма, Леонтьев? Потом у них с Резником был перерыв почти в 20 лет, ни одного звука для эстрады, и вот тебе на вдруг!

Г-на Моисеева весьма взбодрила стилистическая оригинальность песни “Я отстал от стаи”:

— Это совершенно новое и для меня, и для них как авторов. Получилось что-то близкое к року, очень жестко, очень современно. А саундпродюсер Анатолий Лопатин сделал еще и потрясающую аранжировку.

Музыкальная жесткость песни, впрочем, оправдана тематикой: “Вроде в одной стае, и все равно я чужой, белая ворона”. Тема страданий всегда проходит красной нитью через творчество г-на Моисеева, и вряд ли нужно сомневаться в том, что затейливый “учитель танцев” отменно справится и с ролью буревестника эпохи возрождения “золотого тандема” Раймонда Паулса и Ильи Резника.

Волноваться больше надо Николаю Баскову. Боря раскрыл недавнюю тайну громкого падения Николя в оркестровую яму на концерте в Киеве. Оказывается, весельчак Басков на правах ведущего концерта все время подтрунивал над коллегой Моисеевым, который тоже участвовал в шоу.

— То я три ноты пою, то я три ноты не пою, — жаловался на Колю Боря. — А зал-то как меня видит, так и ревет. Я думаю про себя: ну когда же ты, такой-рассякой, свой рот закроешь? И вдруг слышу шум за кулисами. Все бегают, охают — Басков в яму свалился. Это его Господь Бог наказал. Нечего рот было на меня открывать!

Мораль проста: не злите Моисеева, проклянет и сглазит.

                                                                                       Материал: Гаспарян Артур

©2005-2006 Все права защищены.